Ульяна Невзорова

БЕЛАРУСЬ

Chrysalis Mag поговорил с белорусской художницей Ульяной Невзоровой о начале ее творческой карьеры, выставках и вдохновении.

 

– Расскажи, с чего все началось? Ты с детства понимала, что станешь художницей, или осознание пришло позже? Или это вообще произошло случайно?

– Несмотря на то, что я родилась в творческой семье, в детстве к рисованию я интерес проявляла слабый. Основной упор у меня был на плаванье, которым я занималась около пяти лет по 6 дней в неделю. В будущем я представляла себя известной пловчихой, но в пятом классе получила травму, после которой заниматься плаваньем профессионально не могла. Больше ничего не оставалось, кроме как идти по стопам сестер и родителей, с третьего раза я поступила в художественную школу и понеслось.

 – Как ты считаешь, повлияло ли на тебя полученное тобой образование? Посоветовала бы ты нынешним студентам его получать? И если да, то где: у нас или за границей? Почему?

– В прошлом году я окончила художественную гимназию искусств им. И.И. Ахремчика. За все время я сменила 4 школы, из которых эта была лучшей, однако и в ней минусов хватало. Прекрасные друзья, атмосфера и любимое дело шли в комплекте с постоянным давлением и неуважением со стороны преподавателей и стрессом. Ситуация с преподавателями – дело случая. Мне повезло учиться у тех, кто помог мне развиться как художнице: были учителя, которые выкладывались на все сто процентов, и за это я их безумно уважаю. Но везло не всем.

При этом школа вгоняла нас в нереальные рамки, и во многом приходилось подстраиваться под ее ритм. Многие принимают это как данность и не видят проблемы в том, что системе школы важны не индивидуальные качества и их развитие, а дисциплина и соответствие нормам. У меня это все вызывает сомнения, особенно когда речь идет об искусстве.

Закончила я с ужасными баллами по общеобразовательным предметам и отличными по художественным, поэтому средний балл вышел плохим.

В академию искусств я не поступила, чему сейчас я рада, ведь это меня закалило и в итоге повлияло на мою жизнь положительно.

К системе отбора и оценивания у меня осталось множество вопросов. Например, художника оценивает узкий круг людей, видение которых может не совпасть с видением поступающего хотя бы из-за разницы поколений. Решающим фактором могут оказаться вещи, которые никак не связаны с творчеством абитуриента, а методика может не раскрыть важные качества. У художника нет возможности давать комментарии к своей работе, анонимность существует только формально, как и механизмы контроля комиссии. Непрозрачность и закрытость процесса, а также размытость критериев выставления оценок у меня вызывают сомнения в его объективности. Учитывая то, как в принципе тяжело дать объективную оценку работам художника (если вообще возможно), мне кажется, что экзаменов, ЦТ и среднего балла недостаточно, чтобы определить «лучших».

Существует множество разных методик отбора, где у художника есть возможность раскрыться. Я даже слышала, что существуют университеты, которые набирают всех желающих на первый год, а отбор происходит на протяжении нескольких семестров.

Нет смысла разбирать какие-то частные случаи и при этом не углубляться в суть проблемы. Все моменты, которые я перечислила, взаимосвязаны и идут по цепочке, а в итоге могут упираться в экономику и политику.

CV:

Ульяна Невзорова работает в разных направлениях: графика, иллюстрация, дизайн, живопись.

2019 — Окончила European College of Liberal Arts in Belarus

2018 — Окончила художественное училище имени И.О. Ахремчика

Участвовала в медиаторских мастерских в рамках выставки «ЗБОР» и арт-интенсиве при галереи «Ў».

 

Выставки:

2019 — Выставка в рамках проекта “Аrt in action”, галерея современного искусства «Ў» (Минск) / пространство "Dom 46" (Гродно) / Полоцкий Государственный Университет (Новополоцк)

2019 — Участие в фестивале Ночь Музеев во Двореце Искусств (Минск)
 
2019 — Фестиваль Art-Minsk во Дворце Искусств (Минск)

2019 — 2 персональные выставки в баре "Karma"

2019 — Экспозиция работ в "Post bar" (Минск)

2018 — Выставка видео-арта в рамках немецкого проекта “Face Art — Face Future”, пространство «ЦЕХ»

2018 — Выставка скетчбуков в Национальном Центре Современных Искусств (Минск)

2018 — Karma Review в пространстве «Lo-Fi Customs»  (Минск)


 

Все изображения взяты с официального сайта художника 

Behance
Instagram 
Facebook

 

Перепечатка материала возможна только с разрешения редакции.

Текст и интервью: Надзея Макеева
Благодарность за помощь: Дарья Писарева


10

В этом году я закончила Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси, который задуман как неформальная альтернатива белорусской системе образования, в рамках этой модели изучается множество дисциплин, но в то же время даются глубокие знания по выбранным специальностям. У студентов есть возможность выбрать область обучения, преподавателей и учебный план. А главная задача — привить критическое мышление в максимально комфортной обстановке. Пожалуй, это то, как я вижу идеальную систему образования, по крайней мере в моей сфере. 

Хоть учиться было непросто, после предыдущих учебных заведений для меня это был санаторий. Если что-то не получалось, меня не ругали, а мотивировали, лекции действительно были интересными, преподаватели и преподавательницы профессиональными, а в группе все были внимательны к чужим взглядам и мнению. 

В общем, это место привило интерес к учебе и, безусловно, повлияло на меня, на мои взгляды и способ мышления.

В Беларуси список вузов творческих специальностей можно пересчитать по пальцам, большинство из них не актуальны и не гибки. Хорошие специальности есть, но уже идут как исключения из правил за счет преподавателей. Ничего подходящего для себя я так и не нашла. В Минске полно отличных образовательных проектов, знания становятся доступнее, инфраструктура развивается, но за высшим образованием многие студенты вынуждены уезжать. Не исключено, что я буду одной из них.

5

– Пользуешься ли соцсетями или больше активностей проводишь в реальном мире? Участвуешь ли в выставках?

– Даже не знаю, что важнее в сфере искусства: хорошо рисовать или быть активной. То, что нужно постоянно крутиться, бегать и прыгать, чтобы тебя заметили — это факт, сети в этом упрощают задачу. В Минске сарафанное радио работает как нигде лучше, так что я стараюсь не разграничивать онлайн и офлайн активности. 

Участие в выставках очень важная для меня часть, она выполняет функцию коммуникации, а главное – дедлайна. Возвращаясь к тому, как в Минске все взаимосвязано, после первой выставки все остальные пошли по цепочке одна за другой. Главное ничего не откладывать и не придерживаться стереотипа, что искусство — это только то, что висит в галерее.

Например, сейчас я делаю серию работ для проекта «15 картин», который выносит музейное галерейное искусство на городское пространство, это акции/выставки, которые происходят 15 числа в 15:15 в случайном месте.

Также много активностей делаем с «Karmacrew_ca» (это своеобразная тусовка художников и художниц). Когда-то мы пили в одном баре, а сейчас мы называем себя культурным агентством, делаем заказы, выставки, муралы, аукционы и то, чему еще нет названия, а владелец бара (Глеб Ковалев) нам в этом помогает. У нас уже было более 5 «артнайтов», где мы рисовали всю ночь и на это могли посмотреть все желающие. Сейчас активно утверждаем эскизы и уже начали делать граффити по Фрунзенскому району.

Совсем недавно прошёл фестиваль «Ночь музеев» во Дворце Искусств, который вызвал неплохой резонанс, мы старались сделать мероприятие максимально интерактивным, помимо выставки мы сделали что-то вроде «артнайта», только масштабней. Люди могли не только смотреть, но и участвовать. Каждый занимался своим делом, я резала и печатала линогравюру, сидела прямо в центре зала и наблюдала за реакцией людей, которые не понимали, перформанс это или мастер-класс. Кто-то обходил стороной, кто-то немного замедлялся, но боялся остановиться. За спиной я слышала нотки недоумения, многих заинтересовала техника, кто-то помогал резать и печатать, были люди, которые подходили познакомиться. Ну а в основном происходило какое-то безумие в хорошем смысле. 
 

3

После открытия «PostBar» часть мероприятий начала проходить там, уже прошел аукцион и серия персональных выставок. 

В общем, потихоньку развиваемся и строим грандиозные планы. 

Еще недавно прошел проект «Лёс дзяўчыны» от мастерских галереи «Ў», который начался в прошлом году. Это был образовательный пленэр, результатом которого была выставка, прошедшая в самой галерее «Ў» и по городам Беларуси (Гродно, Молодечно и Новополоцк).

Я там представила 2 линогравюры в полный рост, а сама работа была для меня полноценным исследованием и размышлением на тему внешности. Было интересно замечать, как в ходе выставок менялась и развивалась моя концепция: каждый раз, когда я проговаривала свою идею, я приходила к чему-то новому. Получилось так, что на последней выставке идея совершенно отошла от первоначального текста. А работа с областными городами была для меня очень ценным опытом, важно было познакомиться с местами, где культура развивается совсем иначе.

 

17

– Присутствует ли некая основная тема в  твоих работах? О чем они? Почему они именно такие?

– Основной темы (как и техники) у меня нет и, надеюсь, не будет. Какое-то время у меня были комплексы насчет того, что я не нашла свой авторский стиль и не могу определиться с тем, что мне нравится. А нравится мне все и сразу. Но пришла к выводу, что, по сути, мое восприятие зависит от  настроения. Сегодня мне нравится так, а завтра иначе; вчера я хотела написать живопись, а сегодня — сделать иллюстрацию; на прошлой неделе заниматься акционизмом, а завтра – сидеть дома и вышивать. Назовем это таким прекрасным словом как «междисциплинарность». Думаю, в каком-то смысле импульсивность помогает мне не утратить интерес.

А по поводу темы, скажем так: если ко мне подходить каждый месяц и спрашивать, какая тема меня волнует и интересует сегодня, то за год получатся двенадцать совершенно разных ответов.

 

4

– Можешь ли отметить тех, кем вдохновляешься?

– Трудно кого-то выделить, список талантливых художников просто бесконечен.

Сейчас я прониклась творчеством Пины Бауш — основательницы танцтеатра. Ее поход к работе с актерами и актрисами мне показался странным и необычным, но при этом безумно интересным. Мне нравятся не только ее постановки и фильмы, но и то, как она видит и воспринимает мир, ее философия заставила меня переосмыслить многие вещи в области искусства.

Недавно я открыла для себя Антони Тапиеса — испанского художника, который использует в своих работах несовместимые текстуры и материалы так, что это выглядит очень цельно и органично. В своих работах он затрагивает политические и социальные темы. Фонд, посвященный его творчеству, который находится в Барселоне, входит в список моих «маст-визит».

Мне очень нравится примитивизм. Алена Киш была первой авторкой, о которой я узнала, работающей в этом стиле. Я вижу ее работы очень яркими, позитивными и жизнерадостными, что абсолютно не вяжется с ее биографией. Всю свою жизнь она посвятила творчеству, рисовала ковры на заказ. В то время женское искусство не ценилось, а ковры люди предпочитали фабричного производства. Поэтому всю жизнь она провела в бедноте, а ее судьба сложилась трагически.

Из современных художников могу отменить тех, что пришли на ум в данный момент. Нравятся работы Оскара Мурильо, он работает в разных техниках, в основном это обструкция. С помощью работ он делится разными размышлениями, которые мне кажутся очень интересными. Он один из немногих художников, чьи экспликации я читаю с удовольствием.

Совсем недавно я узнала о художнице Хелен Каммок. Мне кажется, что я прочитала каждое ее интервью и пересмотрела все фильмы, связанные с ней. После десяти лет работы социальным работником она неожиданно сменила сферу деятельности на искусство и добилась очень многих успехов. Она работает с разными медиа: инсталляциями, визуальным искусством, социальными проектами. А совсем недавно ее фильм был выдвинут на премию Тернера. Мне нравится, что в последних работах она поднимает важные социальные проблемы, связанные с гендерным угнетением.

Да и в небольшой Беларуси есть множество выдающихся, нереально крутых художников с безумно разными интересными и необычными взглядами, подходами и формой подачи своих произведений. Меня они вдохновляют не только своими работами, но и своей индивидуальностью. В рамках этого интервью написать про каждого очень трудно, но я советую обратить внимание на Василия Тимашева и Полину Пирогову, Михаила Гулина и Антонину Слабодчикову, Сергея Шабохина, Андрея Ярошевича, Руслана Вашкевича, Жанну Гладко, Сережу Савича и просто Базыля (Bazinato).

Текст и интервью: Надзея Макеева
Благодарность за помощь: Дарья Писарева

 

1
9
16
15
18
8
13
6
19
7

 

 

ABOUT 

 

FOLLOW US 

INSTAGRAM

FACEBOOK 

YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2020