Малевич, супрематизм и УНОВИС. Или почему не каждый может нарисовать «Черный квадрат»

Арт-Беларусь + Chrysalis Mag  |  БЕЛАРУСЬ  |  УНОВИС  |  СУПРЕМАТИЗМ  |  21.07.2020

Малевич, супрематизм и УНОВИС. Или почему не каждый может нарисовать «Черный квадрат»

Арт-Беларусь + Chrysalis Mag  |  БЕЛАРУСЬ  |  УНОВИС  |  СУПРЕМАТИЗМ  |  21.07.2020

Галерея «Арт-Беларусь» 21 июля открывает выставку «Направление движения», где будут представлены картины художников объединения УНОВИС в QR-кодах. Специально для этого события мы вместе с галереей подготовили серию партнерских материалов, где постарались просто, без лишней терминологии, но с большой любовью рассказать о супрематизме и художниках УНОВИСа, которых можно было бы увидеть на выставке. В первом тексте о том, что такое супрематизм, «Черном квадрате» Малевича и объединении УНОВИС.

logo-v3-short2 (1)

1. Что за выставка и почему в QR-кодах?

1. Что за выставка и почему в QR-кодах?

«Белгазпромбанк» приобрел новые работы объединения УНОВИС для корпоративной коллекции, но не успел показать их беларусскому зрителю. Около месяца назад Следственный комитет наложил арест на полторы сотни картин из коллекции банка. В данный момент в галерее выставлены три работы художника Парижской школы Осипа Любича, которые передал анонимный частный коллекционер, а также — цветная литография Марка Шагала, портрет Соломона Михоэлса кисти Бориса Заборова и портрет неизвестного генерала, написанный Гиацинтом Альхимовичем из частной коллекции. А картины из постоянной экспозиции пока только в QR-кодах. Вход в галерею свободный, поэтому прийти и посмотреть можно в любой день, кроме понедельника. Время работы галереи с 11.00 до 20.00.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

2. Почему Европа перешла на абстракцию и называет это искусством? 

2. Почему Европа перешла на каляки-маляки и называет это искусством? 

Искусство — зеркало мира. И без контекста нам не обойтись. Поэтому в двух абзацах, кратко рассказываем тебе об атмосфере второй половины XIX — начала XX века.

По всей Европе прогремели буржуазно-демократические революции с целью ликвидировать феодальные порядки и установить конституционный строй. В течение XIX века были созданы более мощные производительные силы, чем за всю историю. Промышленная революция, появление монополий, урбанизация, индустриализация, научные открытия, развитие техники, появление средств связи. Меняется общество и роль человека в нем. Соответственно, меняются цели и задачи искусства. 

Грубо говоря, когда общество пересаживается с лошади в автомобиль, меняется оптика человеческого восприятия. Появляется необходимость в новом визуальном языке.

3. Как работают фигуративная и абстрактная живопись?

3. Как работают фигуративная и абстрактная живопись?

Что в это время происходит с искусством? Европейское изобразительное искусство начиная с XIV века до начала XX фигуративно — скульптура в том числе, но сегодня мы будем говорить о живописи. Что значит это понятие? Это картины, изображающие привычные всем нам формы: человек, кот, бокал, дерево и определенную взаимосвязь между ними. Будто фотограф запечатлел момент театральной постановки.

  1. Джозеф Райт — «Ромео и Джульетта: сцена в гробнице» / холст, масло / 180 × 240 см / 1790
  2. Пьетро Рои — «Смерть Джульетты и Ромео» / 1860
  3. «Ромео и Джульетта». Постановка Игоря Владимирова в театре им. Ленсовета / Джульетта — Алиса Фрейндлих, Ромео — Дмитрий Барков / Ленинград / 1964 

Мы видим изображение, на котором в руке Джульетты нож, рядом мертвый Ромео, недалеко от него пустая бутылочка из-под яда. Что мы испытываем, глядя на эту картину? Сожаление, сострадание, горечь. Почему мы испытываем такие эмоции? Потому что мы знаем трагедию Ромео и Джульетты, мы знаем, почему они оказались в такой ситуации, мы знаем, что Ромео мертв. И вот нам показывают момент, где через секунду умирает Джульетта. Очень напряженная и трагичная сцена.

Теперь абстрагируйся от того, что ты знаешь печальную историю возлюбленных, и посмотри на картину. Что ты на ней видишь? Девушку с ножом в руках, рядом парень и склянка. Как этих три объекта взаимосвязаны? Почему девушка подняла нож, почему парень лежит с закрытыми глазами, зачем здесь пустая склянка? Ты можешь восхититься тем, как мастерски прорисованы лица и руки, но какую эмоцию ты испытываешь? Скорее всего, недоумение. Что новое для себя ты вынес? Только то, что посмотрел на картину с хорошо прорисованными деталями. Возможно, ты считаешь чувство печали за счет колористики и грустного выражения лица девушки. Но согласись, сложно достичь острого коктейля эмоций, стоя перед таким полотном без знания контекста.

А как, например, вызвать в человеке чувство печали и горечи, не изображая момента из пьесы? И тут в силу вступает абстрактная живопись — это те самые каляки-маляки, которые «я сам такое могу нарисовать». Это живопись, которая отказалась рассказывать нам истории при помощи «слов». 

Для большего понимания проведем такую аналогию: ты слушаешь инструментальную музыку вместо песни, где есть текст. Никому ведь не придет в голову говорить, что он без труда сможет написать «Симфонию 5». Так почему же мы говорим, что мы без труда сможем написать абстрактное полотно? Абстракция использует ритм, акцент, цвет, чтобы вызвать в нас эмоцию или транслировать определенную идею. Все эти вещи присутствуют и в фигуративной живописи, но там они обслуживают те объекты, которые изображены на полотне: труп Ромео, Джульетта, нож, склянка расположены определенным образом и между ними есть определенное расстояние — это композиция (ритм), цвет лица Ромео зеленоватый, а платье Джульетты белое. Почему так? Потому что Ромео мертв, а белый цвет платья героини символизирует ее чистоту и невинность. 

Собственно идея абстрактной живописи пришла в голову Кандинскому, когда он перевернул полотно с фигуративным изображением и заметил, что так оно выглядит лучше. Теперь представь, что мы поставили перед собой задачу убрать все объекты, которые есть в реальности, все, что может нам напомнить стол, стул, кота или человека. Оставили только цвет и абстрактные формы: пятна, геометрические фигуры, линии, точки — все то, что нельзя проассоциировать с предметным миром. И это нужно так изобразить, чтобы зритель почувствовал эмоцию, чтобы он наслаждался изображением, словно он наслаждается музыкой. Задача не из простых, не правда ли? 

Photo_2 (1)

Василий Кандинский — «Смутное» / холст, масло / 105 × 134 см / 1917 

Абстракция стала тем новым визуальным языком, которого требовало начало XX века. Была острая необходимость в быстром распространении информации. Нужно было найти точки соприкосновения с массами: образованными людьми и теми, кто без образования, теми, кто, условно, не читали Шекспира или «Капитал» Маркса. Фигуративная живопись, требовавшая подготовленную публику, не подходила, а вот абстрактная отвечала этим задачам. И одним из видов абстрактной живописи был супрематизм, который основал Казимир Малевич в 1915 году.

4. Почему не каждый может нарисовать «Черный квадрат»?

4. Почему не каждый может нарисовать «Черный квадрат»?

Словно повара, которые экспериментируют, пробуют снова и снова, работая над созданием идеального блюда, Малевич шел к созданию супрематизма, идеальному балансу цветоформы. 

Изображение черного квадрата впервые появилось в процессе подготовки декораций к опере «Победа над Солнцем». По задумкам Малевича черный квадрат должен был символизировать победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. И вот вместо круглого солнечного диска появляется черный квадрат. Написав квадрат и взглянув на полотно, Малевич осознал, что добился наивысшей, предельной точки кипения цвета, его максимума. Не потому что квадрат символизирует победу, о которой говорилось выше, не потому что это декорация к опере, а потому что Казимир Северинович понял, что нашел тот самый ключ к созданию нового языка. И он прекрасно знал, какой огромный потенциал имеет его открытие. Малевич находился в состоянии всем до боли знакомом, когда слово вертится на языке, но нащупать его не получается. А «Черный квадрат» явился тем самым словом, которое наконец-то вспомнилось. И это была революция всемирного масштаба. 

Картина стала отправной точкой по разработке концепции супрематизма, его теории. Малевичем был создан целый ряд супрематических полотен. 

Photo_3

Казимир Малевич — «Черный супрематический квадрат» / холст, масло / 79,5 × 79,5 см / 1915 

Важно понимать, что «Черный квадрат» не транслирует нам какую-то конкретную идею. Он явился началом создания алфавита. Согласись, что алфавит или ноты сами по себе не несут никаких идей. Зато благодаря им мы можем почитать «Преступление и наказание» Достоевского и послушать «Реквием» Моцарта. Малевич сам часто повторял: «Я вышел в ноль форм». Именно поэтому картина «Черный супрематический квадрат» на последней футуристической выставке картин «0,10» висела в углу, вместо иконы. Знаменуя тем самым новое мировосприятие, новый способ выражения, новую основу. 

Photo_4-v3 (1)

Черный квадрат в «красном углу» выставки «0,10» / 1915

5. Чем крут супрематизм?

5. Чем крут супрематизм?

Супрематизм делает ставку на цвет. Казимир Северинович знал, что цвет сам по себе уже энергетически заряжен (не первый, были художники, понимавшие это и до него), но крайне важен тот факт, что он предложил способ показать всю мощь и энергетику цвета, выразить его максимально, на все 100%, с помощью комбинаций абстрактных геометрических форм и сочетаний разных цветов и их тона. Словно хорошая кулинария, где правильно подобранные ингредиенты, сочетание их вкуса, запаха, текстуры заставит передать похвалы шеф-повару. Так, стоя перед супрематической композицией, мы чувствуем энергетическое содержание цвета через идеальное композиционное сочетание художественных ингредиентов, таких как цвет и форма. А если недосолить, то блюдо утратит баланс и может показаться пресным. Супрематизм работает по таким же принципам: «недосоленность» квадрата сделает «невкусным» черный — гармония утеряна, и доедать нет желания. Супрематизм — это высокая кулинария изобразительного искусства! 

Посмотри «Черный крест» Малевича. Это ведь плоское изображение, нет никакого объема физического, нет даже попытки создать иллюзию объема, рисуя освещенные и теневые части. Это просто плоский черный крест на белом фоне. Но выглядит он так, будто вырывается из холста и одновременно затягивает внутрь себя энергию. Он конструирует пространство вокруг себя. Очевидно, что супрематизму тесно в рамках живописи. Поэтому он находит применение и в других областях жизни.

Крест._1915 (1)

Казимир Малевич — «Чёрный крест» / холст, масло / 79 × 79 см / 1915 

6. Как художники из Витебска под лозунгом УНОВИС изменили мир вокруг нас?

6. Как художники из Витебска под лозунгом УНОВИС изменили мир вокруг нас?

Новая наступающая эпоха была коллективной, и Малевич понимал это отчетливо. Он задумал создать так называемую «партию супрематизма», чтобы продвигать в массы язык цветоформы через лекции, митинги, спектакли. Поэтому в Витебском Народном художественном училище в 1920-1923 годах появилось творческое объединение УНОВИС («Утвердители нового искусства»), которое развивало идеи супрематизма. Там преподавали по разработанной Малевичем педагогической системе. В основу идеологии УНОВИСа была положена идея коллективного творчества: при абсолютно индивидуальных проектах и поисках каждого ученика все их пути объединялись в единое целое. Для того чтобы новое искусство несло новые функции в новое время. 

Photo_6

Фото членов УНОВИС, с Казимиром Малевичем в центре

Уновисцы перенесли художественную систему супрематизма из мастерских и галерей в городскую среду. Так, члены объединения оформляли Витебск в 1920-1922 годах по заказу властей к празднику 1 мая и годовщинам Октябрьской революции. Разрисовывая трибуны ораторов, трамваи, кофейни, магазины, фасады зданий, праздничные знамена, они превращали тихий город в «город будущего». Коллективное искусство, работающее на массы во всей красе. Язык супрематизма был на руку новой власти, конечно. Отличный пример — агитационный плакат «Клином красным бей белых» Лисицкого. Тут не нужно уметь читать, знать хорошо историю или быть асом в философии, чтобы ощутить, как мощь красного врезается в пассивность белого. Вот как здорово работают здесь углы треугольника и обтекаемость круга.

Photo_7

Эль Лисицкий — «Клином красным бей белых» / бумага, хромолитография / 53 × 70 см / 1919 –1920

Но, пожалуйста, запомни, идея супрематизма гораздо больше и глубже, чем идеология. Повторюсь, это алфавит или ноты. Изучив которые, ты сможешь сформулировать любую идею. Супрематизм универсален.

Благодаря членам УНОВИСа до неузнаваемости изменилась архитектура, книга, производственная одежда, предметы быта, организация городского пространства, интерьер. Идеи супрематизма предвосхитили дизайн. Уйдя от фигуративности в живописи, группа художников из Витебска преобразовала предметный мир до неузнаваемости, организовала новое пространство жизни, чем мы пользуемся до сих пор.

Photo_8

Казимир Малевич — Супрематический чайник и две чашки / 1923

Photo_9

Эль Лисицкий — Сборник стихотворений Маяковского «Для голоса» / 1923

На страницах художник прорезал с правой стороны названия стихотворений, чтобы читатель легко находил нужное. Данный пиктографический указатель стал одним из прообразов для современных компьютерных интерфейсов.

Безусловно, все, что мы здесь описали, — лишь капля в море, упрощение для общего понимания предмета. Но искусство, как и жизнь, строится на многочисленных нюансах. Так что понимание и умение чувствовать его требует огромных инвестиций времени и сил. Необходимо постоянно копить знания, тренировать насмотренность — формировать эстетику. Надеюсь, мы дали ключ к пониманию того, насколько важно уважение к профессионалам и результатам их работы. И осознание, что «Черный квадрат» Малевича — это взгляд гения, опередивший время.

full-wide-unovis-v4 (1)
  1. Современный складной стул ИКЕА / Запатентованный Лисицким складной стул
  2. Лазарь Хидекель — Школа в Ленинграде / 1940
  3. Нина Коган — Эскиз супрематического трамвая / Супрематический трамвай, Витебск 

Автор: Валерия Лемешевская
Перевод: Таня Ермашкевич

Фотограф: Дмитрий Полещенко

Материалы взяты из личных архивов галереи «Арт-Беларусь». Часть изображений взята с Wikipedia.

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Художники объединения УНОВИС на выставке «Направление движения»

Остальные материалы серии «УНОВИС»

 

 

О ПРОЕКТЕ 

СПЕЦПРОЕКТЫ

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ 

INSTAGRAM

TELEGRAM

FACEBOOK 

YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2020 
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.