В культурной среде Минска появилось новое арт-пространство — M.A.F.

Интервью  |  БЕЛАРУСЬ  |  АРТ-ПЛОЩАДКА  |  25.05.2020

На последнем этаже шестого корпуса завода «Горизонт» замечено движение! В культурной среде Минска появилось новое арт-пространство — Moving Art Factory. Автор Chrysalis Mag поговорила с командой проекта и узнала о нем много нового. Мы беседовали с директором Евгенией, PR-менеджером Дарьей и менеджером по работе с клиентами Анастасией. Читайте в нашем интервью о взглядах на современное искусство и о его будущем в рамках M.A.F.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Я знаю, что помещение на шестом этаже шестого корпуса завода «Горизонт» раньше именовалось, как «ВЕРХ». Расскажите, пожалуйста, в какой момент пространство превратилось в М.А.F?

Евгения (директор):  На сколько я знаю, в 2018 году пространство «ВЕРХ» закрылось, в корпусе завода «Горизонт» появились новые арендаторы, которые начали создавать здесь свой проект Moving Art Factory. По техническим причинам открытие растянулось на два года, долгое время площадка пустовала. Однажды я пришла сюда для организации своего мероприятия и влюбилась. Узнала, что площадка не работает. Очень быстро приняла решение, что хочу ей заниматься и развивать. После долгих переговоров с владельцами, приняли решение об открытии и запуске проекта в этом году.

Это продолжение проекта «ВЕРХ» или совершенно новое пространство с другими организаторами?

Евгения (директор): Это совершенно новое пространство с другими организаторами. И даже с другим внешним видом.

Про пространство «ВЕРХ» мы знаем только со стороны. Поэтому сравнивать эти два проекта нецелесообразно. Формат пространства: площадка для отдыха и развлечений на тему современного искусства. Это своеобразный импровизированный парк, где есть много уютных отдельных локаций, в которых можно чем-то себя занять и провести отлично время со своими друзьями или даже в одиночку. Ничего подобного в Минске пока нет. 

У нас на сегодняшний день есть отдельный бар с кухней, кинозал, танцевальная комната, большой бар и выставочное пространство для больших мероприятий выставок и фестивалей. Вся площадка кроме бара после ее открытия будет работать только в выходные дни до четырех утра. Так что теперь минчане и туристы смогут прийти к нам в пятницу и субботу, выпить коктейль у бара, посмотреть авторское кино или постановку, послушать музыку, и, возможно, забронировать и приобрести произведение современного искусства. Днем можно посетить тренировку по йоге, сходить на мастер-классы и лекции. Это уже будет зависеть от программы на данный момент. Программа у нас будет насыщенной. И, конечно, наши двери открыты для многих организаторов в разных сферах: от бизнеса до фестивалей. 

maf (1)

Moving Art Factory (М.А.F.) — многофункциональное
Арт-пространство. 

Главная цель арт-галереи M.A.F. — продвижение современного искусства Беларуси и всего мира. Площадь арт-галереи составляет более 1000 м².

«Cамоизоляция OFF» — арт-проект, в котором принимают участие художники, скульпторы, фотографы, видеографы, музыканты и другие представители творческих профессий из Беларуси. На протяжении двух месяцев авторы готовили арт-объекты и отражали своё видение исторического феномена пандемии в искусстве.

Адрес:
Минск, ул. Куйбышева, 22
(6-й этаж).

Контакты:
Site
#CамоизоляцияOFF
Facebook 
Instagram 

 

 

_______

Автор: Валерия Лемешевская
Фотограф: Дмитрий Полещенко

В материале использованы фотографии и фрагменты работ Ульяны Невзоровой, Марии Адамченко, Надежды Шелепиной

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

 

untitled (7 of 9) (1) (1)

«ВЕРХ» придерживался подобной стратегии, да и уже несколько лет по такой схеме функционируют ваш сосед «Корпус», Ok16, Lo-Fi Social Club. В чем существенное отличие от этих институций?

Евгения (директор): Ну чисто технически: «Корпус» и Lo-Fi Social Club в 3 раза меньше M.A.F. У нас площадка позволяет делать большие ивенты и даже фестивали на несколько тысяч гостей. ОК16 похожи по формату, но там нет столько залов, нет кухни, нет спортивной площадки, нет кинозала, но есть другие фишки. В целом, не вижу смысла сравнивать между собой все эти пространства, так как у каждого свои особенности, своя атмосфера, своя уникальность и расположение, и даже своя аудитория. Я люблю все эти площадки, но не считаю, что их достаточно в Минске. Как раз в этом случае спрос превышает предложения, говорю как ивентор и охотник за площадками.

Почему вы выбрали название Moving Art Factory?

Евгения (директор): Потому что наша цель — заставлять искусство двигаться, меняться, открываться людям по-новому, быть интересным широкой аудитории. 

Мы хотим сделать наши мероприятия и выставки динамичными, открытыми, демократичными, с частой сменой инсталляций, декораций, и особенно важно присутствие разных жанров искусства, которые заставляют мозг посетителя наполняться разными впечатлениями и яркими эмоциями, которые вдохновляют, а не опустошают тебя изнутри. 

Я знаю, что есть огромная аудитория, которая хочет проводить выходные иначе. Ходить в кальянную, пивной бар, на рейв, на массовое кино или в классический театр — многим людям такой вид отдыха не интересен, он не впечатляет, не заряжает энергией по двум причинам: потому что он ничего не понял или потому что такой вид развлечений в принципе не направлен на созидание.

Есть такая теория, что отдых для человека — это именно то, после чего он чувствует прилив сил. Так вот мы хотим дать такой вариант отдыха, где человек ментально наполнится, вдохновится и пойдет в мир с новыми мыслями, идеями, возможно, станет смелее, решительнее, предприимчивее. И не важен его уровень осведомленности в искусстве, главное желание впечатляться и быть open mind. 

Я считаю, что смысл современного искусства в первую очередь пробудить в человеке какие-то новые эмоции, которые он в себе давно закопал, а также показать мир с такого ракурса, с которого он его еще не видел. И не только показать, а еще и сделать так, чтобы человек это реально увидел. Увидел со своим уровнем образованности и культуры, увидел с первого раза и почувствовал, что это про него, что это для него. 

У предыдущих владельцев пространства была такая же концепция, что логично, учитывая площадь внушительных размеров. Но они не вытянули финансовую часть проекта. Как быстро вы планируете дойти до точки окупаемости?

Евгения (директор): Я не могу сейчас отвечать за других арендаторов и за чужой бизнес, я могу отвечать только за те проекты, которыми руковожу. Я очень хорошо представляю, как здесь можно зарабатывать и окупать затраты на аренду и всю команду. Главное не тормозить, быть активными и запускать проекты, а еще быть гибкими и работать в тех условиях, которые есть, а не искать лучших времен, так как они никогда не наступят. В нашем бизнес-плане мы выходим на окупаемость, если расценивать окупаемость с точки зрения ежемесячных затрат к концу года. Если вы имеете ввиду окупаемость всех вложений в это пространство сначала его существования, то через 5 лет. Это могло бы произойти в разы раньше, если бы мы открылись в прошлом году. Но как есть, так есть, в этой долгой раскачке свои плюсы. Можно взвешено пройти тестовый период и не делать поспешных и резких движений, отработать концепцию в лучшем виде.

Как связаны пространство М.А.F. и проект Fabrica de Arte Cubano (F.A.C.)? Почему выбор пал на Беларусь?

Fabrica de Arte Cubano (F.A.C.) — это художественная галерея и клуб в Гаване, которые существуют на территории бывшего завода по производству растительного масла.

Евгения (директор): Связь — одни владельцы. А еще в том, что на этапе открытия в F.A.C. многие не верили. Ведь Куба — это не то место, где у людей есть деньги покупать предметы искусства и вообще думать о великом. Но уже шесть лет проект является одним из самых популярных в городе. Его ежедневно посещают тысячи местных и туристов.

untitled (2 of 9) (1)

Кто курирует все инициативы связанные с искусством в рамках проекта M.A.F.? Сотрудничаете ли вы с искусствоведами и культурологами?

Евгения (директор): Пока у нас запущен только один проект, связанный с искусством — «Самоизоляция OFF». Проект, посвященный искусству в разных жанрах, созданному во время карантина. Ключевая идея здесь состоит в том, чтобы показать через призму творчества с разных сторон такой психологический феномен как самоизоляция. А цель проекта — поддержать и сплотить, вдохновить и дать эмоциональный выплеск многим людям, которые пострадали от карантина. Этот проект больше про социальное, чем про искусство. И мы им очень довольны. Он объединил вокруг себя множество людей и вызвал резонанс в медиа.

M.A.F. —  не галерея, не музей и цель его не только выставки работ, а создание культурного пространства для интеллектуального досуга.

Другие проекты мы пока прорабатывали чисто стратегически. Но опять же, хочу еще раз акцентировать внимание на том, что M.A.F. — не галерея, не музей и цель его не только выставки работ, а создание культурного пространства для интеллектуального досуга. У нас нет цели делать выставки, которые никому не интересны и непонятны. Мы хотим делать какое-то движение здесь. Хотим собирать вокруг искусства большое количество людей. А кураторов в своих проектах мы выбираем в зависимости от жанра и тематики. 

untitled (1 of 9) (1) (1)

Планируете ли вы собрать на территории пространства богемную тусовку и превратить M.A.F. во что-то вроде «Фабрики» Энди Уорхола? Если да, то кто и как сможет стать частью этой тусовки?

Евгения (директор): Мы живем в 2020 году. Со времен «Фабрики» Энди Уорхола многое изменилось. Будущее наступило! Мир стал либеральнее, девятнадцатилетние студенты становятся миллионерами, люди проявляют себя как художники, будучи на пенсии, возможность творить, иметь творческую профессию стала более доступной. Больше всего в жизни не хотела бы создавать в своих проектах атмосферу снобизма, разделения людей на богему и серую массу. Всегда избегала это во всех мероприятиях и делала все, чтобы и ВИП-гости и случайно зашедшие прохожие чувствовали себя комфортно. И у меня это отлично получалось в других проектах. Думаю и в этот раз мы сумеем выдержать концепцию, оставаясь открытыми.

Мы живем в 2020 году. Со времен «Фабрики» Энди Уорхола многое изменилось. Будущее наступило!

Я верю, и точно знаю то, что любой человек по своей природе тянется к прекрасному, хочет проводить время так, чтобы понять что-то о жизни и стать счастливее от этого. Пафосных пустых заведений у нас в Минске достаточно. Мне больше близка атмосфера Берлина, где люди максимально просты и дают друг другу возможность быть собой, ведь только в свободе и отсутствии рамок и ярлыков рождается творчество. Не так ли?

Это место будет демократичным и открытым для всех. Но я уверена, что задавая тон интеллектуального досуга и свободы, у нас будет самая лучшая, зрелая, веселая, интеллигентная и открытая аудитория. Других мы не ждем.

untitled (9 of 9) (1)

В Берлине действительно очень открытая атмосфера, но сейчас это история, когда предложение превышает спрос и появилось слишком много псевдохудожников, людей из тусовки. Не случайно ведь были открыты пространства в таких странах как Беларусь и Куба.

Евгения (директор): В нашей стране предложение превышает спрос также, как и во всем мире. Везде и во всех профессиях в нашем информационном либеральном поле есть псевдопрофессионалы. А есть еще псевдоэксперты, которые дают оценку. Этим пронизана современность вдоль и поперек в бизнесе, в искусстве, психологии, медицине и многих других сферах. Это философский вопрос. В тоже время есть методология, на которой строятся все качественные проекты независимо от страны и эпохи. На них и стоит опираться. Однако нельзя вырывать искусство из контекста, отделять его от людей и не давать им возможность его понять, а у художников забирать возможность показать себя миру и стать востребованными.

 «Адукаваныя бараны» нам не нужны.

Ну и нельзя отрицать другую сторону медали, когда регалии значат гораздо больше, чем талант. «Адукаваныя бараны» нам не нужны. Нам нужны молодые люди с горящими глазами, жаждущие покорить мир и несущие свои идеи в форме разного вида творчества, яркие, дерзкие и пропитанные устремленностью в будущее. Я скорее соглашусь продавать работу молодых художников с глобальными идеями, разрывающими шаблоны восприятия и верящими в свою способность изменить мир, чем устраивать аукцион дерьма Мандзони за бешеные деньги.

Мандзони — отличный пример молодого художника с глобальными идеями, разорвавший шаблоны восприятия. Т.е. на территории пространства для провокации, концептуализма, реди-мейда и любых других проявлений авангарда места не найдется?

Евгения (директор): Да, его сила в том, что он как раз смеется над теми, кто решил себя вправе считать, что искусство, а что псевдоискусство. В этом я его полностью поддерживаю. Хотя и это превратилось в жесткую коммерцию. Этот пример я привела с той целью, чтобы объяснить, что для нас содержание, идея, вера в нее и подача гораздо важнее придуманных регалий. Мы знаем точно одно, что если найдем молодого художника, который нас вдохновит, то сможем сделать из него звезду. У нас в этом есть компетенции. Поэтому мы очень открыты сейчас и ждем чего-то свежего, дерзкого и современного.

Мы точно знаем, что хотим видеть на площадке. И это точно не то, что есть на других площадках и в других проектах про искусство в Минске.

Вы не боитесь, что работая с большим количеством новичков, вы отпугиваете более зрелых мастеров?

Евгения (директор): В работе мы опираемся исключительно на свой опыт, профессионализм и экспертную оценку партнеров. Мы точно знаем, что хотим видеть на площадке. И это точно не то, что есть на других площадках и в других проектах про искусство в Минске.

У нас есть четкие критерии в проекте, которым мы следуем. И помогают нам в этом наши бельгийские и кубинские партнеры.

И более того, среди наших участников уже очень много выдающихся известных художников, фотографов театралов и других представителей творческих профессий. Этим мы и гордимся.

untitled (3 of 9) (1)

Интересно узнать, какими именно критериями вы руководствуетесь.

Евгения (директор): Не буду перечислять все критерии, перечислю несколько:

•  Это молодость и дерзость. Наши участники должны показать что-то яркое, разорвать пространство, использовать современные техники, предметы современности. Домики в деревне маслом не для нашей площадки;

•  Умение грамотно и интригующе сформулировать свой концепт и донести его до аудитории. Потому что в современном искусстве главное — идея, которая стоит за работой;

•  Наличие портфолио, регалий, определенного стиля и направления, в котором двигается участник;

•  Идентичность. Человек должен заявлять себя как профессионал, художник, творец, он должен серьезно относиться к своему делу. Человек, который не уверен в том, что это дело его жизни, сомневается, не знает, кто он и как он может себя назвать, нам не подходит;

•  Социальная активность, возможность и способность заявлять о себе, продвигать себя, свои идеи, свое творчество самостоятельно. 

Расскажите немного о своей команде, большая ли она сейчас? Кто работает у вас? Планируете ли вы еще набирать в штат сотрудников?

Евгения (директор): У нас сейчас работает: менеджер по аренде, пиар-менеджер, арт-директор, бар-менеджер, шеф-повар, директор, бухгалтер, два бармена, подсобные рабочие. Остальных специалистов привлекаем проектно, вне штата.

Я художник и хотела бы устроить выставку на территории пространства, с чего начать? Кому писать? Какую информацию нужно предоставить? И на каких условиях вы предлагаете устроить выставку?

Евгения (директор): На нашем сайте появилась форма заявки на аренду нашего пространства. Сейчас мы набираем участников для проекта «Cамоизоляция OFF». Уже дедлайн подошел к концу. В будущем мы готовы рассмотреть организацию индивидуальных или каких-либо концептуальных выставок с определенным набором художников, и, скорее всего, мы будем искать и привлекать их сами. В любом случае, если вы художник и хотите организовать самостоятельно или в команде с арт-менеджером свою выставку, то наши двери всегда открыты. Наши критерии — это должно быть современное искусство, это искусство не должно нести в себе концепцию насилия, гомофобии, сексизма и какой-либо политической пропаганды. Каждая заявка рассматривается индивидуально. Какая бы выставка у нас не проходила, важным преимуществом у нас является тот факт, что мы создаём культурное яркое наполнение этим выставкам с участием большого количества целевой аудитории. Пообещать мы можем точно одно — ваша выставка не пройдет в холодном безлюдном зале, за стеной которого люди пьют вино и даже не знают о прохождении вашей выставки. Мы имеем возможность и опыт привлекать на выставки в наше пространство потенциальных покупателей, делать их освещаемыми в медиа. У нас также будет работать онлайн-галерея, где можно произвести онлайн-бронирование и продажу работ. 

Лифт шестого корпуса, который курсирует исключительно с первого на шестой этаж и обратно, за время своего существования претерпевал огромное количество модификаций и превратился в самостоятельный арт объект. Позволите ли вы ему и дальше жить своей жизнью?

Евгения (директор): Уже поменяли.

untitled (23 of 210) copy (1)

Расскажите о выставке «СамоизоляцияOFF», как возникла идея выставки?

Дарья (PR-менеджер): Стояла задача дать импульс площадке и придумать, с чего мы начнём нашу работу. Но когда я общалась с арт-менеджерами, галереями, художниками, режиссерами и пыталась их привлечь к сотрудничеству, постоянно слышала о проблемах и уловила в их настроении отчаяние. Так возникла идея напомнить людям, что пандемия не вечна и всё равно рано или поздно закончится. А самоизоляция — не повод опускать руки и впадать в депрессию. Так мы предлагаем участникам создавать арт-объекты на самоизоляции и отражать своё видение пандемии, как исторического феномена в искусстве. Мы проживаем особенный момент и миссия художника — запечатлеть его. 

Мы в свою очередь собираем работы участников, размещаем их на площадке и продаем их. Помимо этого мы работаем над насыщенной программой в рамках выставки, которая пройдёт как только ситуация станет более прозрачной. Будут перфомансы, выступление артистов, лекции, видео-трансляции, дегустации и танцы.

Евгения (директор): Для любого творческого человека — самоизоляция наоборот возможность исключить максимальное число раздражителей и дать волю рефлексии, воображению, родить новые идеи и четко формулировать мысли. Я хотела бы повернуть этот момент в позитивную сторону. Искусство призвано вызывать эмоции и обращать внимание людей на разные грани жизни.

untitled (8 of 9) (1)

Куратор сопоставим с режиссером. Это, пожалуй, самая важная часть проекта. Расскажите, пожалуйста, как происходит отбор участников? Кто является куратором? Какими будут общая структура и атмосфера этого мероприятия?

Евгения (директор): Отбор участников осуществляется нашей комиссией, в состав которой входят арт-менеджеры из Бельгии и наших коллег из Кубы, но мы также даем кредит доверия начинающим художникам, среди которых есть и молодые и пожилые люди, а также творческим людям из разных профессий, которые потеряли работу, зашли в тупик и депрессию, пытаются выбраться из нее. Хочу еще раз обозначить, что среди огромного количества пришедших заявок, мы выбираем участников из разных жанров, это не только живопись. Наши участники готовят и репетируют у нас перформансы, создают видео-контент, мы принимаем фото-работы. И самое главное, что мы сами не знаем и не видели работы, мы увидим их только двадцатого числа! Но это не значит, что дальше все проекты будут реализовываться по этому принципу. После поступления работ нам, мы начнем создавать программу, экспозицию совместно с нашими партнерами и кураторами.

untitled (6 of 9) (1)

Дарья и Анастасия, каким образом вы участвуете в организации выставки «CамоизоляцияOFF»?

Дарья (PR-менеджер): Я являюсь автором идеи, занимаюсь пиаром и организацией программы выставки.

Анастасия (менеджер по работе с клиентами): Я непосредственно веду переговоры с участниками, заключаю с ними договора, отвечаю за организационные вопросы.

Вы имеете опыт успешных проектов в этой сфере?

Вся команда: Да, конечно, иначе не работали бы здесь и так быстро бы не стремились к открытию. Как видите, с приходом нашей команды, изменения происходят в геометрической прогрессии. 

Вся наша команда перешла из ивент-агентства, которое на протяжении многих лет занималось организацией масштабных и специализированных мероприятий. Собственно поэтому мы смогли запустить проект быстро и уже нашли нескольких серьезных партнеров, нас поддержало более тридцати медиа, получили более ста пятидесяти заявок за неделю, а также поддержку творческих сообществ и различных арт-проектов. 

На каких условиях вы сотрудничаете с участниками выставки?

Анастасия (менеджер по работе с клиентами): От участников требуется вести видеодневник, снимать процесс создания картины и делиться своими ощущениями с хештэгом #самоизоляцияoff (через сториз в Instagram).

При необходимости арт-пространство M.A.F. по адресу ул. Куйбышева, 22, (6 этаж)  предоставляет место для репетиций, съемок, создания работ всем зарегистрированным участникам бесплатно.

Можно ли будет купить работу на выставке?

Анастасия (менеджер по работе с клиентами): Да, конечно. Все работы, которые представляются нашими участниками можно будет приобрести на самой выставке в арт-галерее. Посетители смогут забронировать картину и получить ее после завершения выставки. 

Все желающие могут ознакомиться с работами на сайте M.A.F. и приобрести их онлайн.

untitled (4 of 9) (1)

Чего стоит ожидать от открытия?

Дарья (PR-менеджер): У нас уже расписана плотная программа в каждой зоне мероприятия на протяжении четырех выходных.

К своему открытию M.A.F. готовит насыщенную программу в рамках ночного арт-уикенда «Самоизоляция ОFF»: будут картинная и фотогалерея современных беларусских художников, арт-инсталляции, кинопоказы видео-экспозиций, арт-маркет, танцевальные и творческие мастер-классы от участников выставки, перфомансы от иммерсивного театра, винная дегустация и приятная музыка в новом rooftop sunset баре. 

Выставка продлится один месяц. Мероприятия пройдут четыре раза (каждые выходные). В день выставки на входе будет действовать чек-бар 5-15 BYN.

 

*Когда материал был полностью готов к публикации, нас попросили взять интервью у приглашенного куратора.

Расскажи, пожалуйста, о себе в двух словах, чтобы читатели понимали, с кем мы будем вести разговор. 

Елена (куратор): Я культуролог. К другим функциональным определениям для себя я не привыкла.

За несколько лет интенсивной работы в Художественном музее, галерее «Арт-Беларусь» и в независимых проектах убедилась, что основа моего подхода в работе с искусством — создание баланса между автором, зрителем и площадкой.

В какой момент ты присоединилась к работе над выставкой «Самоизоляция ОFF»? Что входит в твои обязанности куратора в этом проекте?

Елена (куратор): Мы познакомились с командой M.A.F. в апреле, когда проект запускался. 

«Тематические / групповые / отчетные / выставки» для меня больная тема уже несколько лет из-за неактуального подхода к их организации в большинстве случаев, поэтому «Самоизоляция ОFF» — это вызов для меня. Я не сторонница отбора в таких проектах, но изначально мы договорились, что будем вместе принимать все решения. Это не первый проект в моей работе, где участвуют художники уже известные и те, кто только начал. Я люблю эту неоднородность заявок, это как дикий сад. Вообще мне нравится смотреть на искусство как на сад, где всё растёт и меняется, цветет в разное время и молниеносно отвечает на заморозки и оттепель. Из опыта скажу, что объединить художников и дать им одну тему — задача сложная, а сама идея во многом испорчена вышеупомянутыми «общими» выставками. Что касается концепции, то она достаточно проста: реакция на ситуацию и выход из неё. Я же добавляю еще один смысл к пониманию «Самоизоляции ОFF» — выход за рамки смущения, реализация себя, следование пути проб и ошибок. 

Мы решили, что каждый художник получит в пространстве MAF свою отдельную небольшую выставку. Поэтому в первую очередь, моя задача выгодно представить каждого автора и построить экспозицию таким образом, чтобы в цельном рассказе о человеке в самоизоляции нашлось место отдельным высказываниям. Кроме того, мы должны помнить, что Moving Art Factory планирует свою работу в различных форматах, а открытие вообще обещает быть отличной вечеринкой, поэтому мы заранее обдумываем и сопоставляем планы с экспозицией, чтобы обеспечить сохранность работ и стабильность в работе выставки. 


Мнение редакции может не совпадать с мнением героев.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

Цемра
Интервью, 31.03.2020 | ЖИВОПИСЬ | БЕЛАРУСЬ
Аўдыявізуальнае мастацтва Bazinato
Iнтэрв'ю, 8.05.020 | СУЧАСНАЕ МАСТАЦТВА | БЕЛАРУСЬ
Павел Шаппо
Интервью, 17.03.2020 | ЖИВОПИСЬ | БЕЛАРУСЬ

 

 

О ПРОЕКТЕ 

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ 

INSTAGRAM

TELEGRAM

FACEBOOK 

YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2020 
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.