Как человек, который прочитал лекцию о бесполезности Академии искусств в Академии искусств, создал ресурс, который нужен нам всем

Мнение  |  БЕЛАРУСЬ  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  |  29.01.2021

Как человек, который прочитал лекцию о бесполезности Академии искусств в Академии искусств, создал ресурс, который нужен нам всем

Мнение  |  БЕЛАРУСЬ  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  |  29.01.2021

Издания об искусстве и культуре априори не могут рассчитывать на широкого читателя. Это всегда что-то в разной степени локальное, но при этом очень важное и значимое. Этот текст о проектах, в которых осмысляется беларусское искусство: журнале ART AKTIVIST, портале KALEKTAR и выставке ZBOR, которая являлась проектом портала. 

Это знаковые явления для культурного поля, но перед тем, как рассказать о них, стоит упомянуть человека, который все это придумывает и делает: Сергея Шабохина.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

SHS-img (1)

Биография:
Сергей Шабохин — беларусский художник, куратор и критик, главный редактор портала современного беларусского искусства — ART AKTIVIST, соучредитель и главный редактор платформы
современного беларусского искусства — KALEKTAR.

Долгое время жил и работал в Минске. С 2016 находится в Польше. О деятельности Сергея стоит и можно узнать больше на его личном сайте.

Контакты:
Site
Instagram

 

Работы на слайдере:
Инсталляция Social Marble в Кракове, Польша; 
«Мученичество», фaрагменты / 2020; «Практики подчинения. Карта» / 2015; Инсталляция Social Marble в House of Statistic в Берлине, Германия / 2020.

Автор Chrysalis Mag разговаривала с Сергеем Шабохиным 2 августа 2020 года.

– Почему закрылся ART AKTIVIST?

– ART AKTIVIST являлся временным ресурсом, который я задумывал как портал, способный политизировать искусство и преодолеть стагнацию, — рассказывает Сергей Шабохин. — У нас был ряд конкретных тем и вопросов, которые нам удалось решить. Это также был волонтерский проект, и в 2014 году по причине логического завершения мы заморозили портал.

– Что будет с сайтом? Все страницы, кроме главной, не работают, а ведь это был большой архив материалов о беларусском искусстве.

– Сайт висит как архив, но из-за вирусов и старой версии все постепенно исчезало. Надеюсь, в будущем нам удастся найти финансирование и восстановить и перенести все важные публикации на платформу KALEKTAR.

Screen Shot 2021-01-27 at 12.37.41 (1) (1)
AA-img (1)

ART AKTIVIST — портал о современном беларусском искусстве, который функционировал с 2011 по 2014. 

Журнал охватывал большое количество направлений искусства: фотографию, архитектуру, перформанс, непосредственно изобразительное искусство. В нем публиковались материалы о феминизме, гендере и квире за несколько лет до того, как эта тема стала популярной в медиа на просторах СНГ. В журнале выходили обзоры событий, эссе, критика, интервью, материалы о кураторстве и даже несколько некрологов. Сейчас доступна только главная страница сайта, а последняя публикация — вот такое письмо редакции:

«‎Сегодня, 30 марта 2015 года, запускается интернет-портал kalektar.org. KALEKTAR — публицистический ресурс исследовательской платформы современного беларусского искусства». 

3-Screen Shot 2021-01-27 at 12.42.26 (1) (1)

– Почему на платформе KALEKTAR давно нет новых публикаций? Планируете ли вы дальше обновлять материалы на сайте или видите его архивом критических текстов?

– Платформа KALEKTAR —  это долгоиграющий проект. Причина все та же —  отсутствие финансирования не дает возможности регулярно над ним работать. Но тексты появляются время от времени. Все наши статьи и эссе тяжеловесны, и на написание и опубликование их уходят месяцы, — говорит Сергей. — Но отличие портала KALEKTAR от ART AKTIVIST в том, что на нем мы не выставляем материалы, которые относятся к дню сегодняшнему. Это архив, поэтому даже если он редко, но все же пополняется —  в нем есть жизнь и смысл.

K-img (1)

KALEKTAR — это исследовательская платформа беларусского современного искусства, которую основали Алексей Борисёнок, Сергей Кирющенко и Сергей Шабохин. 

Платформа появилась из-за следующих причин: ситуация в современном беларусском искусстве неудовлетворительная, опыт беларусского искусства в интернациональном контексте практически не виден и никто не занимается архивизацией актуального искусства. Частично похоже на то, почему появился Chrysalis Mag. Кажется, мы попали в круговорот. Журналы об искусстве появляются и исчезают, а ситуация никак не меняется. Тем не менее, многие из них оставляют значимый след.

KALEKTAR вместе со всеми причастными к нему людьми делал и делает для беларусского искусства две важные вещи: фиксирует и осмысляет его. В последнее время сайт почти не обновляется. Публикации на платформе, не считая небольшого текста о выставке ZBOR, активно выходили в 2018 году.

Платформа KALEKTAR и правда представляет собой невероятный архив материалов. Рассказываем, что там есть.

1. INDEX

INDEX — динамичная энциклопедия беларусского современного искусства, в которой можно узнать о значимых для культурного поля Беларуси людях, институциях, проектах и даже событиях. Небольшие заметки рассказывают истории создания, биографии художников и объясняют произошедшее. 

3-Screen Shot 2021-01-27 at 16.03.45 (1)

2. Факультет агитационной критики (ФАК)

Что это?

«Факультет агитационной критики» создан специально для студентов Беларусской государственной академии искусств и представляет собой дистанционный факультатив по теории и истории современного искусства. Название FAC также отсылает к английскому акрониму Frequently Asked Questions («часто задаваемые вопросы» — собрание часто задаваемых вопросов по какой-либо теме и ответов на них) и подчеркивает наше желание проблематизировать систему искусства и художественного образования в виде базовых вопросов и ответов, — описывают концепцию организаторы.


Как это создавалось?

История создания факультета агитационной критики заслуживает отдельного внимания. Все началось в 2012 году, когда Сергей Шабохин в Академии искусств читал лекцию «Почему я бросил Академию искусств?» Она была очень резонансной и привлекла много людей, в результате был создан нелегальный факультатив по истории и теории искусства — все в лучших традициях. Позже, в 2014 году, Алексей Борисенок и Мария Котлячкова по инициативе Шабохина решили создать платформу для критики Академии. А в марте 2015 ФАК стал частью KALEKTAR'а. 


Что там есть?

Сейчас в этом разделе доступны 3 лекции. С любовью и большим неравнодушием Сергей Шабохин, Алексей Борисенок и Мария Котлячкова рассказывают, зачем художнику диплом Академии, что такое институциональная критика и почему она нужна и как не\сотрудничать с художественными институциями в Беларуси.

пример лекции ФАК (1)

3. ZBOR

ZBOR — собрание эссе о ключевых произведениях беларусского современного искусства и одноименная выставка. Сами создатели определяют ZBOR как постоянно обновляемый журнал о художественных высказываниях, созданных за последние десятилетия. Все тексты написаны критиками и кураторами, сейчас на сайте доступно 20 материалов о людях и событиях культурного поля.

2-пример лекции 1 (1) (1)

«Создатели проекта ZBOR рассчитывают на то, что ресурс, путем последовательного заказа развернутых исследовательских статей о произведениях белорусских художников и коллективов, сможет внести вклад в процесс сохранения и восстановления истории белорусского искусства последних десятилетий. По задумке создателей проекта на сайте будут появляться эссе не только о знаковых произведениях и важных явлениях, но и о многих забытых и «невидимых» высказываниях», — говорится в описании концепта проекта. Там же приводится краткая история беларусского современного искусства, в которой упоминаются все 40 произведений, которые входят в выставку.

Первая выставка проекта прошла в 2015 году и называлась «ZBOR. Конструируя архив». Она была очень масштабной и состояла из 40 избранных работ, созданных с 1980 по 2014. Это были ключевые произведения, в разной степени определившие дальнейший путь беларусского искусства. 

Третья и пока что последняя выставка прошла в 2018 году в Галерее «Ў» и называлась ZBOR in Progress. Она включала более 200 экспонатов.

збор афиша (1)

Текст: Анастасия Рунец

Все изображения взяты из личных архивов художника.

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

«Трогательная дистанция»: в галерее «Ў» продолжается последняя выставка
Интервью, 24.11.2020 | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | БЕЛАРУСЬ
Искусство из камеры
Интервью, 3.13.2020 | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО | БЕЛАРУСЬ
Галерея современного искусства «Ў» объявляет о закрытии
Арт-пространство, 29.10.2020 | БЕЛАРУСЬ | СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

 

 

О НАС

ПОДДЕРЖАТЬ НАС

СПЕЦПРОЕКТЫ


 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ 

INSTAGRAM       TELEGRAM       FACEBOOK       YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2021 
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.