Доктор Ой. Бесподобный мистер Фокс от искусства

Интервью  |  БЕЛАРУСЬ  |  ГРАФИКА  |  СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО  |  29.06.2020

«Я умею открывать наручники без ключа, знаю, что вполне реально завести тачку проводами, а если что-то не получится, всегда можно последовать одному совету...», — рассказывает наш герой о результатах самой запоминающейся коллаборации. Chrysalis Mag предлагает пуститься в «рисованную» авантюру с Доктором Ой.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Photo_14

V.S.T.O.L / 2019

Видели ли вы чайку в «Песочнице», кота на Карла Маркса или гипноптицу на Октябрьской? Так вот это все — Доктор Ой. Ранее мы уже делали подборку его работ. Кстати, и маски на деревья надел именно он.

 Проект F.E.N.G S.H.U.I / граффити / ул. Карла Маркса, Минск / 2017

«Удивительный Гипноптиц» / граффити в рамках фестиваля Vulica Brasil / ул. Октябрьская, Минск / 2019

B.O.N / граффити для «Песочницы» / просп. Машерова 11/10, Минск / 2019

– Расскажи, пожалуйста, немного о себе.

– Этот вопрос мне напомнил об одном кухонном разговоре с клевым беларусским художником Анатолием Скоморощенко. Много лет назад у нас как раз об этом зашла речь: «Дима, скажи, кто ты?» — такой простой казалось бы вопрос и я не ждал подвоха, но что бы я ни сказал — все не то и это п**ц.

Я так и не ответил на этот вопрос. И задал ему такой же, ответ был: «Вселенная» — вот и понимай как хочешь. 

Думаю, читатели сами составят мнение к концу интервью, мне бы этого хотелось.

2__MG_0233

A.S.I.A / 2018

– Не могу не заметить в твоих работах азиатские мотивы. Почему именно восток?

– Со школки тащусь от анимэ. Но не могу сказать, что оно на меня повлияло, мне, скорее, близка азиатская культура. Отсюда увлечение японской атмосферой. От культуры этой страны я все-таки далек, но очень хотел бы ее ощутить непосредственно в самой Японии. 

Из азиатских стран я был только в Непале. Понравились природа, культура, архитектура и хаос, в котором ты чувствуешь себя одиноко, но это позволяет тебе быть максимально уравновешенным и учиться не тупить: решать проблемы предельно быстро и просто. Одним словом, приключения были каждый день! Об этом путешествии я, кстати, начал писать в Telegram-канале. Не понравилось обилие говна и мусора в городе, конкретно в Катманду, серьезно, — это супер-пыльная зловонная яма. И в чем-то она невероятная и потрясающая! Я дико люблю фактурные места: такой колорит насыщает максимально плотно. Я ехал туда абсолютно опустошенным, никчемным, запутавшимся в собственных мыслях, без малейшего понимания, что мне нужно прямо сейчас и как с этим всем разобраться? В голове был ватный ком. И я не о творчестве. А путешествие по Непалу — то самое путешествие в одиночку, в котором ты задаешь себе правильные вопросы и на каждый даешь единственный правильный ответ. 

Еще у меня мама родилась в Казахстане, но вряд ли это как-то связано.

Photo_14-2 (1)

Проект L.E.G.H.K.I.E / 2020

– Пользуясь случаем попрошу рассказать немного о нашумевшем проекте L.E.G.H.K.I.E. Это новый визуальный язык для тебя или были прецеденты?

– Ох, это был первый опыт и, если честно, мне было страшно еще до того, как я это сделал. Но я должен был. Мне хотелось пройти путь от идеи до ее реализации. 

Когда COVID-19 стал распространяться по стране, и посредством СМИ люди, которые совершенно не обременены познаниями в вирусологии и медицине, стали преуменьшать проблему и говорить о сезонной простуде, у меня подгорело. Идея появилась примерно так: «Надену-ка я маски на деревья» — пусть на простой ассоциации с легкими люди поймут, что что-то происходит, привлеку их внимание к проблеме, заставлю прогуглить, что вообще происходит и что можно предпринять, чтобы обезопасить себя и окружающих, что это вообще такое — коронавирус?

Самым сложным оказалось пошить маски и выбрать локацию. На ее поиски я потратил два дня. И когда понял, где хочу все развесить, стало еще страшнее. Будто собирался дать кому-то огромную пощечину. После того, как определился с датой, дело оставалось за малым — все развесить, но это оказалось довольно легко, «экспозицией» мы занялись рано утром: уже начал ходить транспорт, но было еще темно.

Я не знаю какой была реакция тех людей, которые это увидели, но задача была не в сборе информации, а в возможности вести диалог с помощью инсталляции.

Photo1-90 (1)

Биография:
Доктор Ой — беларусский художник-график и иллюстратор. Недавно начал заниматься концептуальным искусством. 

Родился на Полесье в г. Пинске. В данный момент живет и работает в Минске (Беларусь). Работает с графикой, инсталляциями и неограниченным разнообразием изобразительных форм самовыражения.

Доктор Ой — участник многих выставок и арт-проектов. Он виртуозно работает с линией и пятном, задавая динамику изображению, находит нетривиальные, порой сатирические образы для раскрытия темы. Это и придает его работам ярко выраженный индивидуальный стиль.

Образование:
Закончил Пинскую художественную школу, высшее образование получил в Минске, в Беларусской Государственной Академии Искусств.

Выставки:
2019 — Ночь музеев;

2019 — Осенний салон с Белгазпромбанком; 

2019 — 'Artishard' арт-проект в рамках Belarus Fashion Week; 

2019 — Пяты гром гарадскога мастацтва Vulica Brasil; 

2020 — Lockdown. Онлайн-выставка; 

2020 — Trainspotting Exhibition

 

Арт-проекты и фестивали:
2019 — Red Book Mark Formelle;

2020 — Международный проект 'The Art of Human Being';

2019 — Vulica Brasil

 

Публикации:
Сhrysalis Mag: Доктор Ой;

34mag.net: Доктор Ой и его маркеры;

Mark Formelle посвятил новую коллекцию вымирающим животным;

Telegra.ph: Доктор Ой

 

Контакты:
Facebook
Instagram
Telegram 

 


 

Автор: Валерия Лемешевская
Перевод: Александра Юргенсон

Все материалы взяты из личных архивов художника.

Перепечатка материала или фрагментов материала возможна только с письменного разрешения редакции.

Если вы заметили ошибку или хотите предложить дополнение к опубликованным материалам, просим сообщить нам. 

 

Photo_07_01

K.U.S.T / бумага, акриловый маркер / 30 х 39 см / 2019

– Есть ли планы и в будущем продолжать пробовать себя в других видах искусства кроме графики?

– Уже! L.E.G.H.K.I.E был первым таким проектом, а недавно совершенно случайно со стены упал новый. В общем можно понять, что меня увлек концептуализм и инсталляция как новая форма взаимодействия со зрителем. Интересно выражать скрытые смыслы, доставать простое из сложного и наоборот, уловить действие, остановить его, увидеть предмет, образ и показать его таким, каким ты его увидел — это своего рода математические задачи, которые мне нравится решать. Круто же когда ты, изучая иностранный язык, открываешь новые горизонты и радуешься когда тебя понимают.

Photo_07_02

O.G.U.R.C.Y / бумага, маркер / 2019

– Комфортно ли тебе заниматься искусством в Беларуси?

– А какая разница где? Если я это делаю, значит есть два варианта: я либо противостою кому-то или чему-то, добиваясь определенного результата, либо иду ныть о том как х**во заниматься искусством в Беларуси. Каково было Ай Вэйвэю заниматься современным искусством в Китае? Беларусь — это площадка для художника, здесь есть необходимые темы и проблемы, которые позволяют взаимодействие с этой средой. Использую это как инструмент. Не имеет значение, в какой стране ты находишься, если мы говорим не о коммерции.  

Photo_05

Проект F.E.N.G S.H.U.I / 2020

– Ты классный дизайнер. Тебе нравится твоя работа? Или ты предпочел бы зарабатывать исключительно графикой?

 – Работа для меня источник постоянного дохода, который позволяет не париться где добыть денег. Фактически я работаю на двух работах: официально дизайнером с зарплатой и после этого занимаюсь своими штуковинами, которые тоже приносят доход, но не так часто. Работая дизайнером в рекламной сфере изрядно поднатаскался и остановился на максимально безопасном принципе работы с заказчиками: предпочитаю полный контроль и свободу с моей стороны, заказчику же предлагаю выбор «да» или «нет». Обращаясь к художнику клиент платит не за реализацию своих идей, а за то, что предлагает ему художник. И уже в зависимости от того насколько близко покупателю видение художника он делает выбор покупать или нет.

Photo_10

– Расскажи, что ты рисовал на полях школьных тетрадей.

– Боевики всякие. В основном впечатления от просмотренных фильмов или прочитанных книг. И рисунки конечно же выходили далеко за поля. Самое интересное, что мне почти не запрещали, я просто слушал урок и рисовал.

– Самая запоминающаяся коллаборация?

– Все самые клевые коллаборации у меня были с папой: и постройка дома, и поездка в Слуцк в канун Нового года, и мой пубертатный период, и пивко на веранде под закат. Итог этих коллабораций — я умею открывать наручники без ключа, знаю, что вполне реально завести тачку проводами, а если что-то не получится — всегда можно поехать в колхоз и пасти коров.

– Многие из твоих работ вдохновлены кинематографом? Назови свой топ-5 фильмов.

– Нет ни одной работы вдохновленной конкретным фильмом, но кино на меня так или иначе влияет, оставляет впечатления, которые словно топливо запускают вдохновение для работы над проектами.

54212893_437716433662157_8897448497066280946_n

Проект DISRAPTORS 2.0 / 2019

Подобрал кое-что, мой топ-5 картин, которые оставляют интересные переживания: 

  • Документальный фильм «Касаясь пустоты» / реж. Кевин Макдональд /  Великобритания, США / 2003;
  • Мультфильм «Порко Россо» / реж. Хаяо Миядзаки / Япония / 1992;
  • Трилогия «Властелин колец» / реж. Питер Джексон / США, Новая Зеландия / 2001-2003;
  • Лента «Почти знаменит» / реж. Кэмерон Кроу / США / 2000;
  • Фильм «Адамовы яблоки» / реж. Андерс Томас Йенсен / Дания, Германия / 2005.

– Я знаю, что тебе нравится Уэс Андерсон. Какой герой из его картин наиболее близок тебе?

– Из героев Уэса Андерсона? Я бы сказал мистер Лис. Для меня это пример, как достойно встречать сложности и не сдаваться, даже без хвоста!

Мистер Лис — герой из фильма «Бесподобный мистер Фокс» / реж. Уэс Андерсон / США, Великобритания / 2003

– Ты сделал крутые «наколки» в рамках проекта Artishard. По твоим эскизам делали когда-нибудь настоящие татуировки?

Artishard — арт-проект журнала «Эш» в рамках Belarus Fashion Week / 2019

Photo_15
Photo_16

«Наколки» в рамках проекта Artishard / 2019 / фотографии: Masha Kozhdan

«Переосмыслил каноничную в узких кругах тематику с полной заменой символики, характеризующей ее хозяина,  — говорит Дима. — Это своего рода сатира на мир, исказивший и, в свою очередь, адаптировавший реликтовые образы в основе своей культурной особенности».

– Кажется, Бакей сделал портак с моей иллюстрацией к его синглу или кто-то ему знакомый. У меня пару раз спрашивали, бью ли я наколки, но я так и не начал. Хотя пробовал машинку и хэндпоук на куске кожи. Пока не думал в этом направлении. 

Photo_01_03

Проект L.E.G.H.K.I.E / 2020 / фотография: Роман Стрига

– И напоследок, скажи парочку слов тому, кто будет читать это интервью.

– Очень признателен, что дочитали до конца. Спасибо!

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Похожие материалы

Грисс Лугард
Интервью | ГРАФИКА | БЕЛАРУСЬ
«Их искусство знает весь мир, и нам пора». Мнение о коллекции Белгазпромбанка
Мнение, 17.06.2020 | ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА | БЕЛАРУСЬ
Антон Сеньков
Подборка | ГРАФИКА | ТАТУИРОВКА | БЕЛАРУСЬ

 

 

О ПРОЕКТЕ 

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ 

INSTAGRAM

TELEGRAM

FACEBOOK 

YOUTUBE

 

© Chrysalis Mag, 2018-2020 
Использование материалов или фрагментов материалов
возможно только с письменного разрешения редакции.